Календарь и традиции

Весна – время чудесное, наполненое ожиданием тепла, пробуждения и расцвета природы. Неделя с 23 по 29 марта практически заканчивает март. Мы все приближаемся к середине календарной весны, к периоду равноденствия. А у православных  верующих  в это время проходит середина поста. Его  еще называют “прапалоўны дзень” и как раз приходится на среду – 25 марта.

20 марта в читальном зале центральной библиотеки состоялся познавательный час «Календарь и традиции” для участников любительского объединения клуба «Лада». В Беларуси почти во всех регионах а этот период хозяйки выпекали небольшие булочки «цясткі» в форме крестов, отчего их называли «храсты», «хрэшчыкi», и в виде различных хозяйственных орудий труда. «Плужок» – для главы семейства, «хлыст» или «пуга» предназначались младшему из сыновей, чтобы он помогал подгонять коня, для дочери – «кросны». То есть каждому – в соответствии с его главным занятием. Несколько таких булочек прятали за «образами». Они лежали за иконами на протяжении всего года и использовались членами семьи по самым разным поводам: в начале полевых работ, при первой борозде, при севе, в первый день выгона домашнего скота на пастбище весной, во время грозы, при пожаре, при необходимости отгонять эпидемии и другие напасти. В народе существовало поверье, что «хрэшчыкi» оберегают человека от всего лихого.

С самых давних времен в особо сложных, критических ситуациях для защиты от бед наши предки проводили обряд «абворвання», когда вокруг деревни распахивалась особая борозда, призванная, например, стать защитным барьером от распостраняющейся эпидемии. «Абворванне» проводили тайно в полночь или рано утром до восхода солнца. Сельчане, если знали, что состоится обряд, обязательно закрывали ставни на окнах, двери, ворота. По дороге участникам обряда никто не должен был попасться навстречу. Обряд проводили женщины – вдовы или вековухи: именно они впрягались в борону. Впереди процессии несли икону. Позже этот редкий обряд происходить стал на лошадях, тракторах. Своеобразным аналогом обрядового круга можно считать вспаханную вокруг леса полосу.

Известно, что в годы Великой Отечественной войны, в период гитлеровской оккупации, в некоторых местах женщины проводили подобный обряд в своих деревнях. Иногда это действительно отпугивало захватчиков, они не заходили в деревню. Боялись, что там может быть тиф или еще что-то страшное.

Нам нужно чтить и помнить традиции наших предков, ведь не зря говорят: защищаемое тобою, защитит тебя.

Никитина М.И.,
заведующая отделом
обслуживания и информации

Добавить комментарий