Крагельская (Крахельская) Крысціна

Іншыя паўнатэкставыя базы даных краязнаўчага зместу >>> Літаратурная Ляхавіччына

 

Крагельская (Крахельская) Крысціна

У вёсцы Мазуркі Ганчароўскага сельсавета у сям’і палесскага ваяводы нарадзілася Крысціна Крагельская (псеўданім Дапута; 2.8.1914 1944), польскі этнограф, паэтэса, аўтар жаўнерскіх песень. Загінула ў час Варшаўскага паўстання 1944 г.

Крысціна Крахельская паслужыла мадэллю для помніка Варшаўскай сірэне, адкрытага ў Варшаве ў 1938, створанага выбітным польскім скульптарам Людовікай Нітсховай.

Глазов, В. КРИСТИНА КРАХЕЛЬСКАЯ – символ красоты, поэзии и СопротивленияКрагельская (Крахельская) Кристина. Биографические сведенияКрагельская Крысціна, Памяць гісторыка-дакументальная хроніка Ляхавіцкага раёнаРубашевский, Ю. Кристина Крахельская – брестчанка, ставшая варшавской «Сиреной»

КРИСТИНА КРАХЕЛЬСКАЯ – символ красоты, поэзии и Сопротивления

Короткая и яркая жизнь уроженки местечка Мазурки. Родившись в семействе, почитавшем образование и интеллект и чтившем революционные традиции, Кристина с ранней юности делала первые шаги как ученый-этнограф, писала замечательные стихи. Её красота вдохновила скульптора Нитсхову на создание статуи Варшавской сирены – символа Варшавы. Написанная ею песня стала гимном Варшавского восстания. А сама поэтесса, погибшая практически в первый же день восстания, стала одним из его символов.

«Жизнь прожить – не поле перейти», — сказал Борис Пастернак, будучи в преклонном возрасте. Очевидно, что человек в юные годы над этим полем-жизнью летит, как бабочка, пытаясь вместить в себя всю красоту, все очарование. И поле это кажется бескрайним. И жизнь кажется прекрасной. Но, увы, над полем-жизнью не только светит солнце и дует ветерок, перенося бабочку с одного цветка на другой. Случаются и пожары. И гибнут в этих пожарах, как водится, самые красивые, лучшие и достойные. Образ бабочки, конечно же, — образ красоты и хрупкости. Но в том-то и дело, что мы знаем немало примеров в человеческой истории, когда хрупкость и красота, принося себя в жертву, становятся символами несгибаемости, мужества и героизма. И таким символом, безусловно, является судьба Кристины Крахельской.

Мы уже стали забывать эти слова, нам неловко их произносить – «мужество», «героизм»… Нам проще сыграть на понижение, употребить циничную сентенцию, закатить глаза, когда кто-то при нас, воспарив, рассуждает об идеалах. Только следует, наверное, помнить, что наличие этих самых идеалов – то немногое, что выделяет нас, людей, из животного и растительного мира.

 «Ароматные поля без границ…»

Фольварк Крахельских в Мазурках, относящихся ныне к Ляховичскому району, в котором родилась Кристина 24 марта 1914 года, увы, не сохранился. Семья Крахельских принадлежала к образованному классу, мы бы сейчас сказали – к интеллектуальной элите. Отец – Ян, инженер-металлург, получивший образование в Праге, мать – Янина, биолог. Ее тетя – Ванда Крахельская-Флиппович – младшая сестра Яна – была художницей и одной из активных деятелей Польской социалистической партии. В составе боевой группы партии она участвовала в августе 1906 года в неудавшемся покушении на генерал-губернатора Варшавы Георгия Скалона. Сестра Галина также не избежала склонности к революционному движению, состояла в партии эсеров, участвовала в Октябрьской революции и тоже занималась изящной словесностью. Так оно всегда и бывает: чем образованнее человек, тем выше его духовные и социальные запросы, тем острее он чувствует и видит разницу между тем, как есть и как должно быть. Как писала Цветаева: «Жажда правды небесной против правды земной».

Кристина росла чутким, тонко чувствующим ребенком. Она как губка впитывала окружающую ее красоту родных полесских пейзажей — полей, лугов и лесов. В одном из ее юношеских стихотворений будут такие строчки: «Детство, далекое детство, Ароматные поля без границ, Как же все быстро прошло…»

Отец Кристины – Ян Крахельский – помимо чисто профессиональной деятельности занимался и государственной. Да настолько успешно, что в 1926-м стал мэром Лунинца, а еще через два года – полесским воеводой, чья резиденция располагалась в Бресте на улице 3 Мая (ныне – Пушкинская). Сейчас в этом здании находится консульство Российской Федерации.

В нашем городе Кристина вступила в организацию харцеров (польских скаутов), была командиром одного из отрядов. Параллельно училась  в гимназии имени Ромуальда Траугутта, которую окончила в 1932 году.

 Детство не отпускает

Да, по-разному складываются судьбы людские. Одни бегут от детских воспоминаний, как от чумы, стараясь заместить эти воспоминания новыми чувствами и ощущениями. Другие – наоборот, снова и снова возвращаются в своих мыслях и чувствах к этим детским годам, испытывая в глубине души ощущения любви, теплоты и покоя. И это как раз случай Кристины Крахельской.

 После окончания брестской гимназии Кристина поступает в Варшавский университет на гуманитарный факультет. Изучает историю, географию, этнографию. Наверняка неизгладимое впечатление на юную студентку произвел знаменитый ученый и преподаватель Бодуэн де Куртенэ. Именно он совершил переворот в лингвистической науке, настаивая на исключительном значении изучения живой разговорной речи и диалектов. Главная заслуга преподавателя – суметь заразить студента своими идеями, вдохновить его на новые поиски и открытия. И в случае Кристины Крахельской Бодуэн де Куртенэ получил благодарного слушателя и студента. Она «ударилась» в изучение белорусского фольклора и даже, обладая от природы хорошим голосом, записывала на варшавском и виленском радио фольклорные песни.

Как бы ни была привлекательна студенческая и столичная жизнь, а детство не отпускало нашу героиню. Об этом красноречиво свидетельствует ее магистерская работа под названием «Этнографическая монография о деревне Мазурки Барановичского повята Новогрудского воеводства», защищенная ею в 1939 году.

 Warszawska Syrenka

От природы Кристина была наделена не только умом, чуткостью и голосом, но и сумасшедшей красотой. Высокая, пышная блондинка с зелеными глазами – тип славянской богини – наверняка она сводила с ума многих мужчин. И неудивительно, что знаменитый польский скульптор Луиза Нитсхова именно ее выбрала в качестве модели для скульптуры символа Варшавы – Варшавской сирены. Скульптура представляет собой женщину с рыбьим хвостом (сирена – по-нашему – русалка), в правой руке она держит короткий меч, в левой – щит. Памятник был воздвигнут в 1938 году и находится теперь на набережной Вислы.

 Символ Сопротивления

Да, в жизни и судьбе таких людей, как Кристина Крахельская, все становится символичным. И года не прошло, как была воздвигнута Варшавкая сирена, – и началась Вторая мировая война и долгие годы фашистской оккупации.

Во время войны она живет то в Варшаве, то в Пулавах, работает лаборанткой на агрономическом факультете Варшавского университета и вместе с матерью в госпитале во Влодаве медсестрой. Но это, так сказать, прикрытие. Кристина – в рядах Армии Крайовой, практически работает разведчиком. Ее подпольный псевдоним — «Данута». В январе 1943 года она пишет песню «Эй, ребята, примкнуть штыки!» для бойцов полка «Башня», сформированного в харцерских кругах одного из варшавских районов. Песня эта мгновенно завоевала популярность среди бойцов Армии Крайовой, слова ее перепечатывались в повстанческих отрядах, и впоследствии она стала гимном Варшавского восстания.

Восстание вспыхнуло 1 августа 1944 года. О нем много написано исторических трудов. В 17.00 – час начала восстания — взвод, в котором Кристина была санитаркой, предпринял штурм Дома печати. Штурм потерпел неудачу, взвод вынужден был отступить. Спасая раненых, девушка сама получила три тяжелых ранения в грудь. Ее подобрали только с наступлением темноты, пытались спасти, но безуспешно. В ночь на 2 августа 1944 года Кристина Крахельская скончалась. Посмертно ее наградили Крестом Сражающихся.

Ей было всего только тридцать лет. Сколько могло быть еще написано стихов и песен, научных трудов по истории и этнографии ее любимого края — края детства!

Владимир ГЛАЗОВ

 

Глазов, В. КРИСТИНА КРАХЕЛЬСКАЯ – символ красоты, поэзии и Сопротивления / Владимир Глазов // Брестский курьер. – 2013. – № 22. – С. 20.

Крахельская Кристина

Родилась в семье инженера Яна Крахельского и биолога Янины Буры, в семейном поместье Мазурки Барановичского уезда Минской губернии. Семья придерживалась лево-социалистических взглядов: её сестра Галина, писательница, эсэрка — участница Октябрьской революции, двоюродная сестра Ванда, художница, польская социалистка — участница покушения на варшавского генерал-губернатора Скалона. Впоследствии обе участвовали в польском Сопротивлении: Ванда — одна из организаторов Комитета помощи евреям, Галина — участница Варшавского восстания, погибла в концлагере Равенсбрюк.

В 1928 — 1932 годах в организации харцеров (польских скаутов), где была командиром отряда зухов (скаутов младшего возраста); в 1931 году участвовала в слете славянских скаутов в Праге. В 1932 году окончила гимназию им. Ромуальда Траугутта в Бресте и тогда же поступила на Гуманитарный факультет Варшавского университета, где изучала историю, географию и этнографию, в частности у Цезарии Бодуэн де Куртенэ. Исследовала белорусский фольклор, исполняла фольклорные песни на варшавском и виленском радио. В 1939 году защитила магистерский диплом под названием: «Этнографическая монография о деревне Мазурки, Барановичского повята Новогрудского воеводства».

Во время оккупации жила главным образом в Варшаве и Пулавах, работала лаборанткой на агрономическом факультете Варшавского университета (Instytucja Gospodarstwa Wiejskiego), а также вместе с матерью — в госпитале своего отца в Влодаве. Член подпольной Армии крайовой (псевдоним «Данута»). В январе 1943 года для бойцов полка АК «Baszta» («Башня»), сформированного в харцерских кругах варшавского района Жолибож, написала песню «Hej, chłopcy, bagnet na broń!» («Эй, ребята, примкнуть штыки!»). Песня была тогда же исполнена во время подпольного концерта на квартире создателя полка поручика Людвика Бергера (вскоре погибшего) и опубликована в подпольном журнале «Bądź Gotów» («Будь готов»), затем неоднократно перепечатывалась в повстанческих изданиях; она приобрела большую популярность и стала одним из музыкальных символов Варшавского восстания 1944 г..

В Варшавском восстании Крахельская была санитаркой 1108-го взвода 3-го эскадрона 1-го дивизиона «Олень» 7-го полка Любельских уланов Армии крайовой. В час начала восстания (17.00 1 августа 1944 г.) её взвод предпринял штурм Дома Печати; штурм оказался неудачным, взвод отступил на Мокотовское поле. Кристина вынесла в с поля боя двух раненых, после чего сама была тяжело ранена тремя пулями в грудь и осталась лежать под обстрелом на Мокотовском поле. Её вынесли лишь с наступлением темноты; она была прооперирована, но к четырём часам утра 2 августа скончалась. Посмертно награждена Крестом Сражающихся.

Похоронена на Служевском кладбище в Варшаве.

Кристина Крахельская послужила моделью для памятника Варшавской сиренке, открытого в Варшаве в 1938, созданного выдающимся польским скульптором Людовикой Нитсховой.

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Крагельская Крысціна. Вёска Мазуркі Ганчароўскага сельсавета. Тут у сям’і палесскага ваяводы нарадзілася Крысціна Крагельская (псеўданім Дапута; 2.8.1914 1944), польскі этнограф, паэтэса, аўтар жаўнерскіх песень. Загінула ў час Варшаўскага паўстання 1944 г.

У 1930-я гады яна сур’ёзна цікавілася, збірала і вывучала народную творчасць у родпых Мазурках і навакольных вёсках. 3 1932 г. падчас навучання на кафедры этнаграфіі Варшаўскага універсітэта юнацкае замілаванне песнямі ператварылася ў сапраўдную навуковую зацікаўленасць. Прыгожая жанчына, К. Крагельская ў 1936 – 1937 гг. пазіравала вядомай скульптарцы Л. Ніцшавай для помніка «Сірэнкі», устаноўленага на набярэжнай Т. Касцюшкі ў Варшаве. Крысціна не толькі запісвала народныя песні, але і цудоўна спявала іх сама на радыё ў Вільні, Варшаве, вазіла групу жанчын з Мазурак у Вільню, дуэтам спявала ў Баранавічах з Г. К. Высоцкай, якая пазней успамінала: «…Добра помню –  увесь час Крысцечка старыя песні запісвала. Маці маёй тады пад сто гадоў было. Бывала, сустрэне старую, пад ручку возьме, адвядзе ўбок і просіць: «Ну, бабулька, можа яшчэ якую старую песню ўспомніце». А ў старой тых песень было назапашапа, хто ведае колькі. Заспявае яна, а Крысця стаіць і штосьці хуценька запісвае, запісвае» (Лігарагура і мастацтва. 1969. 22 ліп.).

Крысціна Крагельская загінула ў час варшаўскага паўстання 1944 г., лёс яе запісаў невядомы.

Крысціна Крагельская // Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Ляхавіцкага раёна. Мінск: БелЭН, 1989. – С. 409 – 410.

Кулажанка, Л. Літаратурныя мясціны Беларусі. Ляхавічы. Ляхавіцкі раён / Лідзя Кулажанка, Адам Мальдзіс // Маладосць. – 2007. – № 12. – С. 127.

Кристина Крахельская – брестчанка, ставшая варшавской «Сиреной»

Гости Варшавы, которые увлекаются не только шопингом, непременно обращают внимание на символ столицы Польши – скульптуру «Сирена», расположенную на берегу Вислы. Лицо любимой варшавянами «сиренки» не вымышленное, ее прообразом для скульптора Людовики Ничовой стала Кристина Крахельская, окончившая гимназию имени Ромуальда Траугутта в Бресте.

Обычная семья – папа, Ян Крахельский, инженер. Мама, Янина, биолог. В этой семье в небольшом родовом поместье Мазурки Барановичского уезда и родилась Кристина. Ничто не предвещало, что в жизни малютки Кристины, появившейся на свет 24 марта 1914 года, произойдут великие метаморфозы. Но она родилась в год, который на десятилетия перевернул Европу – началась Первая мировая война. По итогам распались три влиятельные мировые империи – Австро-Венгерская, Германская и Российская. На карте Европы появились новые границы, в том числе возродилось Польское государство.

Ян Крахельский сделал головокружительную карьеру. Вначале был привлечен к проведению демаркационной линии между Советским Союзом и Польшей, затем, в 1926 году, назначен воеводой Полесского воеводства, административным центром которого стал Брест. Юность Кристина провела в особняке, предназначенном для столь высокопоставленной персоны (на современной улице Пушкинской, сейчас там размещается Генеральное консульство РФ в Бресте). Училась в гимназии им. Траугутта (ныне так называемый «старый» корпус БрГУ им. А.С. Пушкина). Активно участвовала в харцерском (скаутском) движении, побывала на слете славянских скаутов в 1931 году в Праге.

Уже в Бресте Кристина Крахельская увлеклась поэзией и изучением народных обычаев.

После окончания брестской гимназии она поступила в Варшавский университет, где изучала историю, географию и этнографию. Звание магистра Крахельская получила за работу «Этнографическая монография о деревне Мазурки Барановичского повета Новогрудского воеводства». И в сохранившихся стихах, еще не опаленных войной, – любовь к родному краю, природе, которая окружала их небольшое имение.

Увлечение народными песнями переросло в настоящее научное исследование. Кристина не только записывала народные песни, но и чудесно их исполняла на радиостанциях в Вильно, Варшаве, организовывала концерты, поездки общественных деятелей по глубинке Полесья. Во время учебы в Варшаве Кристина Крахельская познакомилась со многими деятелями культуры, в 1936-1937 году позировала известному скульптору Людовике Ничовой для ее памятника «Сиренка», установленного в 1939 году на набережной имени Тадеуша Костюшко (тоже уроженца Брестчины) в Варшаве.

С началом Второй мировой войны (и со вступлением Красной армии на территорию Западной Беларуси) семья Крахельских бежала в глубь Польши – вначале в Варшаву, а затем в Пулавы.

Практически в первые же дни немецкой оккупации Польши Кристина Крахельская вступила в ряды подпольной Армии Крайовой (известна под псевдонимом «Данута»). Кстати, ее две сестры Галина и Ванда также принимали активное участие в движении польского Сопротивления.

А в 1943 году впервые прозвучала песня Кристины Крахельской «Эй, ребята, примкнуть штыки!», созданная по просьбе правительства Польши в изгнании. Она была опубликована в одном из подпольных журналов, неоднократно переиздавалась, приобрела огромную популярность и стала одним из гимнов Варшавского восстания 1944 года:

Эй, парни, штыки примкнуть!
Перед нами длинная дальняя дорога и тяжелая работа.
За победой, мы молодые, идем в бой.
В руке – граната, и штык примкнут к оружию.

Продолжение в печатном «Вечернем Бресте» за 13 августа.

ЮРИЙ РУБАШЕВСКИЙ

13 августа 2014

Поделиться в социальных сетях:

Comments are closed