Іншыя паўнатэкставыя базы даных краязнаўчага зместу >>>Мастакі, чый лёс з’яднаны з нашым краем >>>
Возвышенная мелодия
Художник и власть. Художник и толпа. Существуют ли сегодня исконные противоречия между творцом и миром? Обязан ли творческий человек быть бедным и лелеять «искусство ради искусства»? О чем думают белорусские художники в глубинке и что мечтают оставить после себя потомкам?
Анданте
Почти шестьдесят лет назад в деревушке Большое Подлесье, что на Брестчине, в семье Ивана Максимовича и Федоры Клементьевны Таранда появился мальчик. И нарекли его Николаем. Крестьянская многодетная семья никогда не видела роскоши, не дремала в праздной сытости. Судьбе свойственна некая ирония. Он не преминет вспомнить, что в семье был тринадцатым ребенком. Не чурался никакой работы, брался за все и все старался делать добросовестно. Возможно, так и сложилась бы его стезя — отмеченная верстовыми столбами простой житейской мудрости и реальными достижениями в смысле надежной обеспеченности куском хлеба в будущем. Философия отца спокойно и увесисто ложилась в планы семьи Таранда, как краюха крестьянского хлеба на вечерний стол: взросление, надежное и практичное образование, работа, некая должность, семья, внуки — все как у людей испокон веку. И никто не спорил с ним. Но сам Николай был не совсем обычным мальчишкой. Еще не зная того, он интуитивно уже вывел для себя библейскую истину, что «все труды человеческие для рта его, а душа его не насытится». И его душа в то самое время, когда руки были еще заняты неприхотливым и часто тяжелым крестьянским трудом, жадно смотрела вокруг, впитывала краски, оттенки и звуки. Как поет птица, какое небо на закате, как шепчет трава и отражаются в тихой воде розоватые облака — все это прочно и ярко откладывалось в картотеке его души. На будущее. На потом. Руки тянулись закрепить впечатление, игру света, цвет и запах осеннего воздуха, прохладу воды и грусть уходящего на ночлег солнца, почерневшую тоску деревенской избы и минорную удаль народной песни, слышимой на единственной деревенской улице на закате.
Он запоминал. Что-то пытался зарисовать. Получалось. Помнит, что рисовать научился раньше, чем читать и писать. Но жизнь гнула свою линию — собственную башню для творчества не построить на пустом месте. Перво-наперво для освобождения рук для кисти должна быть материальная база, хоть какая-то обеспеченность. Ее давала специальность и работа. После восьмилетки поступил и закончил Барановичское профучилище строителей, вечернюю школу. А потом было распределение в Витебск. Николай помнит, как он радовался этому повороту в своей судьбе. Город Шагала, Пэна, Фалька и Малевича манил к себе. Так хотелось скорее окунуться в культурную среду, дышать воздухом, которым дышали маститые художники, учиться, работать, выплеснуть на холсты все, что годами копилось в душе, что помнили глаза и руки…
Этюд
На его работы бесполезно смотреть в состоянии внутренней спешки и суеты, мельком, как мы часто рассматриваем крикливые шедевры рекламной продукции. Бесполезно и бессмысленно. Первое состояние зрителя — привыкание и узнавание. Пейзажи Таранды сплетены из крупных, часто тяжеловатых мазков. Его как бы совсем не интересуют детали. Это второстепенно и незначимо для художника. Он пытается схватить и оставить на холсте главные цвета. Цветовая экспрессия и продуманный ритм больших цветовых пятен — основа живописи Таранды. Этот ритм цвета, тени и полутени передает состояние воды, неба, земли. Единство настроения этих составляющих полотно элементов, выраженное в особом ритме, как раз и воплощает внутреннее состояние автора, которое он пытается передать зрителю («Деревня Застенки», «Лето», «Мирное небо», «Осенняя тишина»). Амплитуда колористических возможностей и пристрастий художника очень широка — от эмоционально взволнованного, насыщенного буйства красок («Экспрессия», «Белорусский мотив», «Оршанщина») до тихой, уравновешенной музыки красок («Вечер», «Цветы Беларуси», «Купалье», «Тишина»). Некоторые пейзажи оставляют даже ощущение движения воздуха, как, например, «Яхты днепровские» или «Прибой», где ритмические чередования цветовых аккордов и подчеркнуто рельефная экспрессия письма создают эффект полного присутствия, ощущение движения холодных волн, ветра и быстро гонимых облаков.
Он лишен однообразия. В рамках своей системы образов и художественных приемов способен быть непредсказуемым. Страстные, откровенно выпуклые, яркие мазки в «Мелодии лета» неожиданно сменяются тихой, элегической музыкой в работах «Малиновый звон» или «Ипуть», в которых завораживают тишина и задумчивость опрокинутого в неподвижную воду неба с облаками, написанных приглушенными мазками. Часто музыка его цветовых ритмов оставляет ощущение какой-то необъяснимой тревоги и ожидания. Есть нечто бетховенское в этом чередовании экспрессии, буйства, взволнованности, резко сменяющихся тихой покорностью и созерцанием. И в том и в другом художник искренен. Это главное. Печаль белорусского села, задумчивость вечерней реки, тревожный бег подожженных закатом, куда-то гонимых облаков — он сам, состояние его славянской души, часто неожиданно меняющей тональности от ярко мажорных до приглушенно минорных. Только надо увидеть это, предварительно раскрыв секрет картин художника — их надо смотреть как бы немного рассеянно, впитывая без напряжения краски в себя, не присматриваясь к одной какой-нибудь детали. И тогда появляется ощущение, будто видишь пейзаж таким, каким видел его сам художник и остановил в своей памяти.
Николай Таранда предпочитает натурную работу, широко, свежо и легко набрасывая пейзаж с последующей доводкой картины в мастерской, кропотливо выписывает детали композиции. Но ощущение, что его самые значительные полотна написаны быстро, размашисто, этюдно и без всякого напряжения, все равно остается. Это ощущение легкости, скрывающее от постороннего следы кропотливого труда, переделок и исправлений, и есть выражение истинного мастера живописи.
Аллегро
В 1965 году в жизни Таранды наступает перелом. Он наконец поступает в Витебский пединститут и становится ближе к своей мечте. В это время неистово, самоотверженно работает, учится у известных мастеров и впитывает как губка знания, осваивает технику пейзажа, портрета, натюрморта, рисунка, офорта, линогравюры и скульптуры. Занимается в классе скульптора Дмитрия Генералицкого, акварелистов Викентия Ральцевича и Феликса Гумена, живописца Олега Орлова. Он по двадцать часов в сутки мог не отходить от мольберта или офортного станка. Настойчивость и работоспособность Таранды удивляют и восхищают преподавателей. К четвертому курсу у молодого художника за плечами уже две персональные выставки. Он посещает художественные музеи Минска, Москвы и Петербурга и неуклонно превращается в настоящего мастера.
Семья — молодая жена-студентка и дочь — по-прежнему напоминает ему, что духовное и материальное неразрывно связаны в его жизни. Он хорошо понимает: независимость житейская так же необходима, как и независимость духовная. Для этого надо много работать не покладая рук. По-прежнему не чурается никакой работы, берется за все и доводит дело до завершения. С дипломом учителя рисования, черчения и труда устраивается в городском поселке Барань на электротехнический завод на должность инженера-художника промышленной эстетики. Скоро становится начальником проектно-конструкторского бюро. Он везде успевает, по-прежнему учится и много работает. Занимается эстетическим оформлением рабочих мест, цеховых интерьеров, благоустройством улиц и площадей этого небольшого городка. А по вечерам возвращается к холстам и краскам. Чуть позже Таранда становится «отцом» единственной в области поселковой картинной галереи. По его проекту в Барани открывается мемориальный комплекс павшим в Великой Отечественной воинам-землякам. Он обустраиает творческие мастерские и учит изобразительному искусству других, отыскивая, обогревая советом и словом мечтающих и хранящих искру Божию. Но никогда Николай Иванович не прекращал писать и учиться сам. Даже тогда, когда из подмастерья давно превратился в Мастера. Сам колоритный, мощный и цельный, как мазки на его картинах, он не устает доказывать старую истину — талант и мечта превращаются в реальность только упорным трудом, не ждущим быстрого признания и награды.
Контрапункт
Две темы как бы независимо живут, переплетаются и развиваются в его судьбе. Таранда по-прежнему пишет картины. С годами, правда, поугасла та юношеская жадность схватить сразу все краски, настроения, состояния и работать, работать целыми ночами до изнеможения. Сейчас у него есть время думать, размышлять и обобщать. В последние годы его все настойчивее беспокоят мысли: что остается от художника после? Картины. Они говорят сами за себя. Многие из его коллег-художников успокоились бы. Тем более есть на то материальные основания. Произведения Таранды сегодня украшают многие частные коллекции, разъехались по всему свету. Их охотно покупают небедные нувориши, уставшие от бездушного поп-арта и изобразительного китча. Белорусская природа, тихие поселки и речушки Оршанщины глядят со стен холодных офисов где-то в Германии на суету проходящего мира и напоминают им о нас, таких ни на кого не похожих, с широкой, непредсказуемой и загадочной душой. Одним этим можно гордиться, в смысле «репрессированного» понятия «пропаганда нашего образа жизни». Однако Таранда не успокаивается. Возможно, это свойство характера, вскормленного крестьянским трудом белорусского художника.
Он создал, выпестовал, пробил (сколько угодно можно еще применить слов, понятных только нам) у себя дома картинную галерею, где выставляются художники со всей Беларуси. На его деньги приобреталось оборудование для художественного отделения Оршанской школы искусств, где сам преподавал живопись юным дарованиям. Николай Иванович признается, что любит тех, у кого есть искра Божия, и готов возиться с ними до бесконечности, не вплетая сюда материальный интерес. Потом это окупится с лихвой. Они останутся для нашей культуры, приумножат нашу славу и вынесут ее за иные пределы. Наверное, звучит громко. Но это так. Некоторые ученики художественного отделения, в котором ныне преподают живопись дочь Таранды Светлана и два его ученика, получают даже Президентскую стипендию для особо одаренных. Другие его воспитанники, коих более шести десятков, разъехались по всей Беларуси и тоже отдают свое мастерство, время, душу молодым. Поле, засеянное им когда-то, дало хорошие всходы.
Так что же остается после художника, кроме его картин? Талантливые ученики, расписанные фресками храмы, картинные галереи?.. Память. Часто только она одна и остается — независимо от страны, в которой он жил и работал. Ну кто, скажем, ставит в заслугу Италии или Голландии, их правителям славу великих мастеров прошлого? Художник и толпа. Художник и власть. Эти понятия всегда стояли на разных полюсах человеческого сознания. Возможно, что-то изменилось в нашем урбанистическом мире. Таранде в этом отношении просто повезло, или он сам упорством добился этого. Толпа, то бишь зрители, ценители и любители живописи, любит его творчество. У власти вроде бы тоже находит понимание, ничуть не поступаясь принципами и творческой независимостью.
Недавно при его непосредственном участии в Орше открылся художественный салон, в котором могут выставлять и продавать картины все желающие. Были бы вкус, талант и мастерство. Власть, в лице Оршанского горисполкома, и на этот раз пошла навстречу, помогла. Так и ранее — художественная галерея, школа искусств, выставки, пленэры и проч., и проч., находили поддержку в кулуарах исполнительной власти. А чего проще было бы в Орше открыть какую-нибудь итальянскую прачечную, тренажерный зал или салон красоты? Доход в местную казну гарантирован, хлопот поменьше, а понимания среди вальяжно-обеспеченной прослойки населения побольше. К чести оршанских чиновников, они безусловно понимают и дают себе отчет в том, что вложения в белорусскую культуру сегодня — это процветание страны завтра. Пусть пока эта инициатива исходит из глубинки. Культуру вообще невозможно сохранить и приумножить директивно «сверху». Она питается своими корнями, прорастает из земли, тянется снизу вверх.
Эпилог
Эпилог еще не написан. История Мастера не рассказана полностью. Жизнь продолжается. Хотя за плечами почти шестьдесят, много персональных выставок, признание коллег и просто зрителей. Хотя много картин разъехалось по музеям и частным коллекциям, и можно как-то остановиться и почивать на лаврах. Возможно, не так уже заедает быт и не дуреешь от бессонных ночей у холста. И можно приобрести снисходительный прищур эдакого лощеного мэтра и с ностальгией вспоминать студенческую юность с ее мечтами, вдохновением и неизбывной заботой о хлебе насущном. Но, похоже, Николай Таранда останавливаться не собирается. Пока есть силы — работать, оставить на родной земле после себя как можно больше хорошего и прекрасного. В этом его истинная натура. Поменялись привычки, взгляды, друзья, быт и отношение ко многим сторонам жизни. Однако, наверное, что-то осталось, глубоко запрятанное в душе, от того далекого мальчика из деревушки Большое Подлесье, жадно впитывающего краски, цвета, звуки и запахи с надеждой когда-то перенести все это на холсты и отдать людям. А пока в художнике еще жив ребенок, история продолжается.
Владимир Максимов
Максимов, В. Возвышенная мелодия / Владимир Максимов // Беларуская думка. – 2007. – № 5. – С. 162-165.
Окрылить облако…
Шел 1947 год. На Брестчине, в деревне Подлесье Ляховичского района, в семье Ивана Таранды родился тринадцатый ребенок. Никто тогда не мог подумать, что спустя некоторое время его имя станет известно далеко за пределами Беларуси.
Сына назвали Николаем. Он рос, как и многие дети в большой семье, без баловства и излишеств. С младых ногтей был приучен к труду: в 10 лет уже пас колхозное стадо, в 12 — ходил за плугом. Но была в деревенском парнишке удивительная «изюминка». Часами он мог заворожено наблюдать за облаком, закатом, рекой. Увиденное пытался скопировать, перенести на бумагу. Впервые Николай почувствовал цвет в 12. Тогда же появилась на свет первая картина — деревенский пейзаж.
После семилетки он поступил в Барановичское строительное училище. Там же, одновременно, закончил и вечернюю школу. Все это время занимался в местной школе ИЗО. Потребность в творчестве была велика, но мысли о том, чтобы на хлеб зарабатывать искусством, не возникало. После училища Николай распределился в стройтрест № 9 города Витебска. Через полгода, в 15 с половиной лет, стал бригадиром. Казалось, основной жизненный путь был намечен — строительство. И все же вечерами, после работы, он пропадал в художественной студии. А через год поступил в Витебский педагогический институт на художественно-графический факультет. Годы учебы в институте позволили окончательно определиться в жизни. Теперь он знал точно, что вся его дальнейшая судьба будет связана с творчеством. Повезло Николаю и с наставником. Основу его творческого метода заложил Олег Григорьевич Орлов.
В 1972 году в Витебске состоялась первая выставка молодого художника. Успех, пусть небольшой, положил начало его творческому пути. А этапным событием стала поездка в 1977 году в подмосковный Дом творчества «Сенеж». Там группой начинающих графиков руководил известный мастер Беларуси, ныне академик Российской академии художеств Георгий Поплавский. Через два месяца авторитетные члены московской просмотровой комиссии увидели серию работ Таранды «Сенеж-озеро» и ахнули: «И этот парень приехал сюда, не имея понятия о работе в офорте? Не
может быть!»
Оказалось, что может, потому как Николай проводил за офортным
станком без малого сутки…
К тому времени Таранда перебрался на Оршанщину, в маленький городок Барань. Там, на заводе «Красный Октябрь», он работал начальником проектно-конструкторского бюро. Колоссальная загруженность не помешала ему заниматься с юными дарованиями в студии изобразительного искусства при местном ДК. Пятьдесят два его ученика окончили высшие художественные заведения Москвы, Минска, Кишинева, Львова. Они стали профессиональными живописцами, архитекторами, дизайнерами.
Николай учил других, учился сам, работая у мольберта до головокружения. Из вчерашнего подмастерья, шаг за шагом, он превращался в зрелого мастера.
Сегодня его имя в художественных кругах известно всем. Персональные выставки Николая Таранды прошли в Прибалтике, Москве, США, Германии, Франции, Англии. Его картины есть в Национальном художественном музее Республики Беларусь, музее Якуба Коласа. Вскоре еще две выставки пройдут в Румынии и Германии.
Но почивать на лаврах Николай Таранда не намерен: таков уж его характер. «Главное — это работа, — говорит он. — Художнику творческого века отпущено столько сколько проживет. В детстве я ощущал только 10 цветов и оттенков. Сегодня — более 100. И, думаю, это не предел, ведь самосовершенствованию нет конца».
Окрылить облако, оживить дерево, передать характер легким штрихом, точным, как попадание в десятку… Такое под силу лишь большому таланту, каким, бесспорно, и является баранский художник Николай Иванович Таранда.
Геннадий Стрельцов
Стрельцов, Г. Окрылить облако… / Геннадий Стрельцов // Служба спасения. – 2002. – № 2. – С. 52.